точка духовной кристаллизации украинского общества

“Мир прост. Все сложности в голове”. Станислав Овчаренко

  • 

Украинская революция в 1920 и в 2010 году. Что изменилось?

images49Скажем так: «Оранжевая революция» была контрреволюцией по отношению к рево-люции 1917 – 1920 г.г. Приход к власти Януковича - возвращением на советский путь раз-вития, реставрацией «совка» - т.е. реставрацией революции 1917 года.
В карикатурном, конечно, виде.
Мы сейчас идём навстречу столетию мировой революции 1917 – 1920 г.г., которая имеет куда более эпохальное значение, чем годовщина победы во Второй Мировой войне.
Украинский историк Наталия Яковенко писала о проблеме школьного учебника по ис-тории – каким ему быть?
У меня задача куда более лёгкая – мне не надо «согласовывать» взгляды и интересы населения разных частей Украины. Я не пишу учебника по истории – поэтому нет ни смысла, ни желания учитывать вкусы населения, которое плохо знает события истории нашей страны – так как само является продуктом РАЗРУШИТЕЛЬНОГО исторического процесса.
Который повлиял как на само население, так и на саму способность восприятия чего либо.
Я НЕ считаю, что население Украины разделяет мнение – является ли Степан Бандера героем или преступником? И что я должен определяться своим отношением к нему. Ис-торик, тем более историк человеческой культуры должен искать историческую истину, не оглядываясь на «реакцию общественности».
Общеизвестно – есть школьная история, но есть академическая.
Кроме того – в истории КАЖДОГО народа есть свои «скелеты в шкафу».
Если упорно замалчивать постыдные факты в истории – тогда плодим целый легион злобных «историков», которые только то и делают, что охотятся за скелетами в шкафах, чтобы злорадно доказать, что у нас кроме этих «скелетов», т.е. постыдных фактов ничего и нет.
Я имею в виду сына КГБиста и КГБиста по призванию Олеся Бузину, или Бузину-light – Петра Толочко, например…
То, что сторонник Российской империи является и сторонником СССР – не удивительно. Российские шовинисты обнаружили, что им антикоммунистами быть не след – СССР был пиком могущества Российской империи.
И большевики не погубили, а СПАСЛИ Российскую империю – отсрочив её распад на бо-лее, чем 70 лет.
Что касается исторической правды – нам надо САМИМ её говорить, а не «давать хлеб» нашим принципиальным противникам типа Олеся Бузины.
Но для начала нам надо ясно представить себе, что в 1917 году украинцы НЕ СРАЗУ пришли к осознанию своей нации и необходимости СВОЕГО государства.
Получился парадокс: Украина в целом созрела для обретения независимости, но насе-ление её – ещё этого не осознало. Значит – для привлечения населения на свою сторону Центральной Раде пришлось пользоваться не так национальными лозунгами, как социаль-ными типа «земля – крестьянам, заводы – рабочим, мир – народам».

Воспитание солдата в российской армии

Воспитание солдата в российской армии

ЭТО было двигателем народной активности.  Но недостаточной. Украинцы воевали тогда неохотно и плохо. Голодомор был ЗАСЛУЖЕННЫМ. Слабость не прощается.
Этому помогали постулаты самого интернационального социализма:
- «не может быть свободным народ, угнетающий другие народы», и провозглашали
- «право народов на самоопределение вплоть до отделения».
Эти известные всякому социалисту марксистские положения были удобны для руко-водителей Центральной Рады.
Но надо осознать ещё вот что: до революции в Украине была развитая промышленность – но это НЕ была собственно украинская промышленность.
Во-первых, большая часть активов принадлежали иностранному капиталу, во вторых – еврейскому, в третьих, собственно российскому казённому – и только в последнюю оче-редь – собственно украинскому капиталу.
Это – со стороны владельцев.
Что касается городов и состава рабочего класса – он преимущественно был из числа русских, а не украинцев – имеются в виду регионы Центральной и Восточной Украины. Рабочие-украинцы быстро русифицировались, у них было слабым чувство национальной принадлежности.
Поэтому рабочие «не велись» на социализм-light Центральной Рады - когда рядом есть Советская власть в братской Советской России.
Тогда, в 1917-1920г.г., – почти сто лет назад наиболее активными слоями населения были именно пролетариат и интеллигенция, менее активными – крестьянство и буржуа-зия, помещики прочие имущие классы.

Картина антиутопии. посёлок "Речник" под Москвой

Картина антиутопии. посёлок "Речник" под Москвой

Горожане были гораздо более активны политически, чем жители сёл.
Горожане были более склонны к организованным акциям, селяне – более пассивны и не-организованны, стихийны.
Поэтому, несмотря на небольшую общую долю в населении – город и рабочие в городе сыграли исключительно важную роль в революции и победе большевиков в революции.
Сейчас – в 2010 году как раз рабочие и собственно интеллигенция стали наименее ак-тивными участниками политических событий.
Крестьянство как класс был уничтожен в 1933 году БЕСПОВОРОТНО.
Жалкие советские колхозники только отдалённо напоминают тех украинских крестьян – как гербарий напоминает живые листья…
И сегодня город играет исключительно важную роль – в отличие от села, тем более вы-мершего по сравнению с дореволюционным временем.
Очень важно заметить – что после 1917 года рабочее движение всесторонне СКОМПРОМЕТИРОВАНО и скомпрометировано надолго.
Большевизм стал могильщиком рабочего движения в постсоветских странах. Его, рабоче-го движения, как политического фактора, просто нет.
Это НЕМЫСЛИМО было бы представить в 1917 году, чтобы хозяева заводов свозили на митинги рабочих ради каких-то своих целей.
Какие рабочие кружки, какие воскресные школы, какие клубы! Этого и в помине нет.
Что же изменилось в положительную сторону в сравнении с дореволюционным и ре-волюционным временем 1917 – 1920г.г. ?
1. Активность, политическая и деловая, именно имущего класса - предпринимателей.
2. Осознание своей национальной принадлежности (за счёт классовой).
В Украине (как и в России) НЕТ левых рабочих партий. Коммунистическую и социа-листическую партии Симоненко и Мороза смешно причислять к рабочим партиям – у них в генной памяти – не работа в рабочем движении, а диктатура партноменклатуры, от ко-торой «досталось» и рабочим…
В ближайшее время не следует даже рассчитывать на возрождение рабочего движения: наиболее активных людей в обществе поглотит сфера малого и среднего бизнеса.
yulia-tymoshenko-114Нет и крестьянского движения – из-за отсутствия самого «классического» крестьянства.
Нет и интеллигенции, равной по уровню дореволюционной – она-то как раз пострада-ла больше всех – так как революция 1917 0 1920г.г. была направлена не так против «бур-жуазии и помещиков», как против носителей национального интеллекта – будь то интел-лигента, то ли рабочего, то ли крестьянина.
Наш интеллектуал, в отличие от дореволюционного – плохо обучен и воспитан, в том числе и семье. Он почти не может создавать инновационные предметы. Если может – не встречает поддержки как общества, так и государства.
В этих условиях ему прямой путь –
- в собственный бизнес
- в эмиграцию. Особенно, если научный интерес трудно трансформировать в доходный бизнес.
Что же положительного сегодня в сравнении с 1917 годом?
Собственник понял – чтобы жить по-человечески – свой бизнес и свою жизнь нужно уметь защищать. Наш собственник, даже мелкий ВЫСТРАДАЛ понимание необходимо-сти
- гражданского общества, и
- национального государства.
Нынешний собственник куда «зубастее» дореволюционного и «революционного». За-поры , замки, охранные отряды, средства индивидуальной защиты… - то, что ещё не име-ли даже самые богатые купцы до революции.
Куда чётче проявилась националистическая составляющая национальной революции – она уже не прячется за социальными лозунгами. И электоральные предпочтения – разде-лены не так по классовому, как по национальному признаку.
Требование признания русского языка вторым государственным – есть на деле высту-пление против независимого украинского государства и за поглощение Украины Россией. Однозначно.
Есть общего в двух революциях то, что противоборствующие стороны имеют своим ареалом ТЕ ЖЕ ТЕРРИТОРИИ Украины. Там, где сегодня голосуют за регионалов и Януковича – в начале ХХ века поддерживали большевиков и советскую власть.
Там, где поддержали Ющенко, а потом Юлию Тимошенко – тогда поддерживали пер-вые украинские правительства и первые украинские государства – и не зависят от «злой воли» то ли Юлии Тимошенко, то ли Виктора Януковича…
Но из этого вытекает следующее: НИКАКАЯ социальная политика следующего под-линно украинского правительства в Донбассе или в Крыму не даст голосов бютовцам или другим «оранжевым».
Что бы ни сделало это правительство – населению шахтёрских городков Донбасса, рус-ские наследники чекистов будут твёрдо считать – «свои» бы сделали ещё больше…
Вторым положительным моментом исторического опыта 2010 года стало осознание необходимости
- украинского национального государства, и
- роли демократического устройства государства:
ВЫБОРЫ ЛУЧШЕ ВОЙНЫ.
Украинцы больше дорожат законностью, гарантиями собственности, личной свободы, наконец.
Есть ещё один важный момент:
Тогда Россия, то ли царская, то ли советская, была гораздо сильнее и консолидированнее, чем аморфная Украина.
Сейчас, наконец, Украина осознала необходимость своего государства – и укрепляется на фоне ослабления и многоступенчатого распада Российской империи.
Тогда свобода человека и право собственности уничтожались – входили в ночь «закрыто-го общества»
Сейчас – мы выходим из режима «закрытого общества» - но ещё не приучились жить в обществе открытом. Эта непривычка к свободе – готовность продать свой голос за 20 грн. (за Шуфрича), или за продуктовый набор (за Черновецкого). В 1917 году об этом даже не слыхали.
Хотя фальсификация подсчёта голосов была уже тогда – при подсчёте делегатов Второго съезда Советов в Петрограде..
Сегодня, в условиях восстановления нормального общества – ценность человеческой жиз-ни возросла – Котовский и Махно уже не в почёте.
Тогда – были мощные искусство, наука, религия – но они гибли под ударами творцов этой же культуры
Сейчас – культурная пустыня. Но СЕГОДНЯ закладывается основа для культурного подъ-ёма – но уже в следующем поколении украинцев. Такие вещи быстро не делаются.
Ломать – не строить…
Жаль, что «Вечерний квартал» поплыл в «желтизну»
Прекрасно, что акция «Україна має талант” вытаскивает на арену жизни действительно талантливых людей. Если это – дело рук Пинчука – получается, что сегодня Пинчук через канал СТБ на 70-80% помогает возрождению украинской культуры…
А что Янукович и его окружение? Он как раз будет МЕТАТЬСЯ – то делать вид, что является «настоящим патриотом Украины» - то на деле будет служить бизнес- и политин-тересам путинской России.
В этих метаниях этот режим и рассыплется.
НАМ же надо идею национального демократического государства представлять обществу консолидировано – под ОДНИМ знаменем.
На противник как раз един…



8 Ответов to “Украинская революция в 1920 и в 2010 году. Что изменилось?”

  1. Ш-ко Says:

    Дуже цікаво. Дякую!

  2. SergiyS Says:

    >> НАМ же надо идею национального демократического государства
    >> представлять обществу консолидировано – под ОДНИМ знаменем.

    +12!

  3. Олеся Says:

    Дякую, пане Станіслав! Читаєш Ваш текст і розрізнені думки приходять у відповідність і настає більш чітке розуміння того, що відбувається навколо тебе. Як дитяча гра в складання пазлів.

  4. SergiyS Says:

    Страна безмолвствует…
    © Татьяна Коробова [29.03.2010]
    http://durdom.in.ua/uk/main/article/article_id/4291.phtml

  5. Олімпія Says:

    Авторе! “Махно уже не в почете!”А що ви знаєте про Махна, щодо якого ви даєте таку презирливу характеристику? Якась з країн продовжула розвиток соціалізації економіки на ідеях Ерхарда, якась могла б запроваджувати їх на основі здійснення соціалізації Махном. В Україні й дотепер відсутні грунтовні дослідження соціалізації, проведеної саме Махном, на жаль не перекладають і досліджень західних економістів. Порівнювати Махна і Котовського - це історизм? Це - культура?! Вибачте!

  6. Ш-ко Says:

    2 Олімпія
    Підтримую Вас!
    Я майже те само хотів додати, але, Ви мене випередили.
    Шановний пан Станіслав, на мою думку, помилився з Н.І. Махном. Нехай це була не освічена, але неордінарна та благонамірена людина. Його бачення державного побудування стихійно півторювало англосаксонську ідею мінімальної держави, яку наймає суспільство. “Анархія” - це просто невдалий термін і не більше того. Я читав трохи документи - протоколи засідань махновського “товариства” (чи як це назвати?). Розумні думки розумних людей. Не без помилок. Але, це - не головне.

  7. SergiyS Says:

    2 пан Ш-ко,

    Коли починають з фрази: “Нехай це була неосвічена, але …. (далі купа епітетів) … людина” … далі вже і читати не хочеться. НЕ МОЖЕ (!) неосвічена людина мислити економічними і державотворними категоріями. В кращому випадку будуть подеякі інтуїтивні одкровення на тлі банального загальносвітоглядного невігластва.

    Знаєте, це як обдарована, але неосвічена (така, що не має спеціальної музичної освіти) людина намагається писати серйозні музичні твори. Так, ідея може бути привабливою, але конкретне втілення БУДЕ ЗАВЖДИ виказувати елементарну безграмотність такого митця. Причому помилки будуть проглядати там, де для освіченої людини це здавалося б очевідні речі.

    Це саме стосується (і в значно більшій мірі) коли йдеться про державотворення. Мабуть, це наше прокляття, що у нас за все беруться такі “неосвічені, але … обдаровані люди”.

  8. Ш-ко Says:

    2 SergiyS
    Пане Сергію, ну зрозуміло, Ви маєте певну рацію. Але, не монопольну)) бо все те, що зараз викладається, як академічний курс, колись було чиїмось винаходом.
    Крім того, Нестор Іванович був все ж ТРОХИ освіченою (чи точніше казати ПІДсвіченою) людиною. Читав Кропоткіна.
    А головне - ніхто ж не каже, що Н.І.М. був лідером української ДУМКИ! Але, хто може певно казати, як би повернулася історія України, якби він переміг? Хіба його рух був проти вчених? Не звернувся б до них за допомогою? Я не бачу (не знаю) підстав для того, щоб вважати Махна злочинцем. І якщо таких підстав немає, чи не краще ставитися до нього поважно?

Оставить комментарий