Точка духовной кристализации украинского общества

“Мир прост. Все сложности в голове”. Станислав Овчаренко

  • 

Упрощение ведения бизнеса и укрощение последствий кризиса.

korolev_8_9_8_180x1801Украина на сегодня - очень трудная страна для ведения бизнеса. Именно поэтому, когда Неля Овчаренко, корр. «Свет и тени», спросила, «что сделано для увеличения сфер приложения сил в бизнесе за год работы Комитета по регуляторной политики» - то Наталия Королевская призналась, что в условиях мирового кризиса удалось сделать немного.
В самом деле, доля малого и среднего бизнеса в национальном производстве – 5%, в то время как в европейских странах – 25 – 30%%. На самом деле здесь разброс больше – но тоже на порядки больше, чем это есть в Украине. Это тем более непозволительно, что внутренний рынок товаров и услуг НЕ заполнен – и конкуренции в классическом виде почти нет.
Не так давно был принят закон о государственно-частном партнёрстве – теперь Комитет по регуляторной политике основное внимание уделяет как раз упрощению регистрации предприятия и облегчению условий для регистрации и ведения бизнеса.
Украина на сегодня занимает 145-е место из 181 страны по легкости (скорее – тяжести) ведения бизнеса. Но есть и подвижка: Украина по конкурентоспособности заняла 73-е место из 129 стран, в то время как Россия – 106-е.
Наталия Королевская, председатель Комитета по регуляторной политике, ставит себе целью так отладить условия для регистрации и лёгкости (не тяжести…) ведения бизнеса, чтобы оказаться хотя быв в первой двадцатке передовых стран Европы – тем более, что в условиях кризиса облегчение регистрации и ведения бизнеса попутно решает проблемы
- занятости
- увеличения ВВП
67329b1Для этого:
1. Упростить привлечение к частному бизнесу граждан, которые теряют работу как наёмные работники, и ускорить начало бизнеса новым предприятиям.
2. Упростить ведение деятельности и сократить расходы предприятиям, которые уже существуют.
3. Улучшить общую инвестиционную привлекательность Украины та её места в разнообразных рейтингах.
Как следствие, экономика получает импульс для развития, который должен в конце концов привести к импортозамещению и росту экспорта отечественной продукции.
Прежде всего, согласно законопроекту, сокращается в 100 (сто) раз минимального размера уставного капитала.
В большинстве стран минимальные требования к уставному фонду вообще отсутствуют.
Такие требования во-первых, сдерживают развитие частного предпринимательства, поскольку часто найти средства ещё до начала бизнеса очень сложно.
Во-вторых, эти требования не дают никаких гарантий будущей легальности или прибыльности бизнеса, поэтому они не нужны. Кроме того, лёгкость создания бизнеса есть один из критериев инвестиционной привлекательности страны – даже наши соседи отменяют эти требования, например, в Белоруссии все требования к размеру уставного фонда отменены с января 2009 года.
Наталия Королевская привела такой факт: когда наших соотечественников, украинцев спросили – согласны ли они начать бизнес при сокращении необходимого уставного фонда в 100 раз – то 1700 тыс. сказали, что «согласны начать свой бизнес», а более 4 млн. – «подумают об этом».
Украина вообще – не пионер в этой области: после Второй Мировой войны правительство Тайваня разрешило создавать свой бизнес без никакого уставного фонда, а сама регистрация бизнеса проходила за 15 минут.
Результат: Тайвань к концу 80-х годов давал ТРЕТЬ общекитайского производства по стоимости ВВП. Учтём, что на Тайване живёт чуть больше 20 млн. чел – и территория страны на три четверти покрыта горами без особых залежей полезных ископаемых.
Подобный пример демонстрирует и Сингапур, где проблемы с
а) территорией (полуостров)
б) пресной водой
в) песком для строительства…
Особо надо отметить принцип «молчаливого согласия», согласно которому после подачи пакета документов на право предпринимательства – через 10 дней предприниматель может приступать к деятельности – если в течение этого срока от чиновников не поступило никаких замечаний. Скорее всего, здесь не так разрешительный, как уведомительный порядок регистрации. Такая норма на постсоветском пространстве существует только в Грузии.
Законопроект даёт возможность упростить и процесс лицензирования видов предпринимательской деятельности:
1. Устанавливается возможность бессрочного действия отдельных видов лицензий. Вместе с тем, Кабинетом Министров может быть установлено ограничение срока действия лицензии.
2. Сокращение перечня видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию.
Согласно проекту Закона, предусматривается отмена лицензирования только тех видов деятельности, которые не несут в себе угрозы здоровью человека, окружающей среды или безопасности государства и не подвергаются лицензированию в других странах.
Лицензирование – один из сложнейших барьеров для развития бизнеса, поэтому его применяют только там, где нужно обеспечивать максимально жёсткий контроль за правильностью данной деятельности, выполнению определённых условий, которые связаны с безопасностью граждан, окружающей среды или государства.
Другие страны стараются максимально сократить количество видов деятельности, которые нужно лицензировать. При этом отмена лицензирования не означает прекращение других видов государственного контроля (в том числе правоохранительными органами) за выполнением требований действующего законодательства.
Эти и другие меры по упрощению начала и ведения бизнеса нужны ради привлечения ресурсов своего населения и расширения внутреннего рынка и расширения экспортных возможностей.
На второй вопрос нашего корр. «Свет и тени» Нели Овчаренко: «Как быть – с одной стороны добытый уголь некуда сбывать, с другой – привязка к импортному газу из России, - как за год приняли меры по смене энергетических мощностей и какова при этом роль Вашего Комитета Верховной Рады и правительства?» - Наталия Королевская ответила, что за этот год, в частности, электростанции перешли с газового топлива на уголь. С другой стороны – увеличилось использование электроэнергии, (которая тоже имеет трудности с использованием/сбытом).
Экономический кризис ускорил процесс как реформирования экономики, так и законодательства по нему. Украина вышла на третье место в мире по экспорту зерна и других сельхозкультур.
Глава Комитета напомнила, что за этот год работы удалось максимально избежать политизации деятельности Комитета. Что позволило и правительству многое сделать несмотря на колоссальное сопротивление извне.



Один ответ to “Упрощение ведения бизнеса и укрощение последствий кризиса.”

  1. str Says:

    Це безцінна робота, коли вона буде доведена до кінця. Але одним таким законом не можна перерізати пуповину між Бізнесом та Бюрократією. Її роль може успішно грати система необмежених у кількості та часі перевірок.

Оставить комментарий