точка духовной кристаллизации украинского общества

“Мир прост. Все сложности в голове”. Станислав Овчаренко

  • 

Савик Шустер и Алла Пугачёва

9180_small1Статья – тезисная, тут мало о чём можно говорить – так как я – не любитель попсы, хотя и признаю её право и оправданность существования.
Как и религии, кстати.
Если Бог – это только идея человека, то религия – хорошо организованная система мифов. Церковь – система по распространению системы мифов о Боге и его пророках и святых среди населения.
«Попса», популярное искусство то есть, не искусство вовсе – но оно отвечает эмоциональному состоянию людей, для которых работа интеллекта не есть ни профессия, ни хобби.
Я не богохульствую – сам Гегель, выпускник теологического (богословского) факультета сказал, что «религия – духовная пища для людей, для которых работа духа не есть профессия». То есть религия – грубая, упрощённая форма идеалистической философии (для немногих, кстати).
Это сказано для того – чтобы расставить акценты.
Популярное искусство, т.е. музыка, вокал, рисунки, кино, телесериалы, Петросян, Задорнов – сродни религии по своему назначению. Может, мало кто задумывался, что чрезвычайно популярные «Три мушкетёра» Александра Дюма – нельзя относить к классической художественной литературе – это НЕ искусство. Интересно, «вкусно» - но надо знать, что написанное в «Трёх мушкетёрах» о ХУ11 веке во Франции – неправда историческая.
Но люди после тяжёлой непростой повседневной жизни не имеют ни сил, ни знаний вникать во что-то стоящее с точки зрения искусства или науки. И они, как раз по своему повседневному существованию, - точно так же и развлекаются – по своему уровню развития.
Алла Пугачёва – кажется, родоначальница советского-уже-не-советского шлягера. Честь ей и хвала – люди на уровне предчувствия, переживаний, настроений постепенно учились чувствовать уже не в рамках советских клише полуофициальных вокально-инструментальных ансамблей.
Я – не поклонник её творчества. Разве что песня об Арлекино и Маэстро мне легли на душу – но это и всё. Может, она ещё что-то написала и напела – не знаю, может что-то пропустил…
Поэтому приезд Аллы Борисовны в Киев – это хорошо для значительной части нашей публики – значит – это хорошо для тех, кому нравится её творчество и мастерство. В добрый час.
Очень справедливо, что наше ширпотребное искусство остаётся в images16национальных или государственных границах. Оно единично по своему значению – так же «единично» и распространяется.
Но то, что имеет общекультурное значение, поднимается на высокий уровень художественного или научного обобщения – то имеет интернациональное значение. Попса – вторична, поэтому имеет локальное значение.
Всё.
Второй частью вечера Савика Шустера было пожелание, чтобы на смену Алле Пугачёвой пришла такая же популярная актриса, как она. Вспомнили, правда, Софию Ротару…И пригласили в студию Тину Кароль – чтобы расспросить – каково сейчас пробиваться к статусу эстрадной звезды? Да, можно напеть песни, записать диск – но остаться неизвестной или неизвестным. Надо дальше тратить деньги на раскрутку – аж до ТВ – после автор или авторесса становится «на слуху».
Короче – сейчас суровее, дороже – но зато быстрее.
Уяснили.
Наиболее близким мне по взглядам на вопрос о популярном искусстве был Виталий Коротич – который некоторое время преподавал в американском Гарвардском университете.
Чуть не забыт эпизод с выходом Юлии Тимошенко на сцену – чтобы поздравить Аллу Борисовну с днём рождения. Надо было видеть как задвигались политологические и журналистские комментаторы действий популярных – уже не певцов, а политиков. И ЮВТ в устах недоброжелателей оказалась всем плоха – и на сцену выскочила несолидно, как школьница, и попутно предала украинский язык, нацию и свою родину…
Что тут можно сказать?
Каждая среда склонна себя воспроизводить в своих собственных условиях. Это не только особый вид сценического мастерства – но и та особая этика отношений, которая только и может плодить такую шлягерную культуру с сопровождением «жёлтой прессы» и «жёлтого ТВ» - зеркального отражения шлягерного искусства.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Если мне не нравится этика «Шансона» - то, конечно же, не понравится и их искусное исполнение. Я не сравниваю Аллу Пугачёву с «Шансоном» - но 18590134_bufer_obmena011градация духа может быть выстроена и понята не только «вверх» – но и «вниз».
По линии деградации.
Но если искусство или его внешнее подобие – дело вкуса отдельных лиц – то политика – дело и судьба всеобщие. Если я не собираюсь ни потреблять, ни знать шлягер или наоборот – собираюсь - это моё личное дело.
Совсем не моё личное дело – похожа ли политика на «жёлтые страницы» печати или нет. Но есть журналисты – даже Мустафа Найем или его коллега у Шустера – которые считают, что политика обязана быть похожа на шлягер, что политик – даже женщина – должен терпеть хамство от журналистов или политологов – так как видите ли – «таковы правила игры».
Нет – правила игры в политике таковы, каковы нравы в обществе в целом. Чечетов может считать или не считать Пугачёву гениальной актрисой – его дело.
Но очень печально – если политическая деятельность, от которой зависит жизнь и судьба миллионов людей – превращается в сплошной шлягер как надругательство над человеческой памятью или достоинством. Это на постсоветском пространстве особенно удалось в России. Фарс, кривлянье Жириновского запачкало дело освобождения от коммунизма народа, потерявшего десятки миллионов погибшими.
Загрязнив эту тему – он теперь как бы находится на политической пенсии государственного рантье на службе нового поколения убийц. У нас есть своя политическая попса – та, что крутится вокруг Корчинского или Черновецкого.
Этот мир околопопсового пространства влияет на нравы подрастающей молодёжи. Зачем стараться, учиться, думать – когда можно вот так – однажды поймать удачу за хвост – и заставить позеленеть от зависти всех своих врагов (часто воображаемых).
Средство душевного и духовного отдыха можно агрессивно перенацелить на нетерпеливое прожигание своей жизни – даже если images9«прожигать» жизнь часто не за что.
Именно поэтому у нас непропорционально много тратится времени на созерцание политических баталий в духе дешёвых телесериалов. Именно поэтому борьба с нищетой и духовным убожеством – самое главное на сегодняшний день.
Духовное убожество в дополнение к материальной нищете УВЕКОВЕЧИВАЕТ саму эту материальную нищету, делает саму жизнь изначально безнадёжной.
У нас слишком слабо развит национальный интеллект, чтобы позволить себе забыть, что мы не можем позволить себе развлекаться безоглядно. Нам, украинцам, наши отцы и деды не оставили наследства – ни духовного, ни материального.
Мы не Запад – нам нечего проедать.
У нас не может быть общества потребления за отсутствием самого потребления.
Его ещё заработать надо.
Если почитать Ивана Бунина «Окаянные дни» - то обнаружим, что в гражданскую войну в разорённой стране сплошняком шли банкеты и праздники.
Граница наших возможностей – невидима – в пределах нашего национального интеллекта и нашего воспитания.
А не природных ресурсов….



5 Ответов to “Савик Шустер и Алла Пугачёва”

  1. Олеся Says:

    Дякую, пане Станіславе за цікаву статтю! Я не скажу, що Ви читаєте мої думки, це буде не коректно. Ви їх викликаєте, оформлюєте, систематизуєте. А ще підкидаєте нові актуальні теми та примушуєте замислюватися над ними.
    Оригінально Ваше порівняння попси і релігії. Попсу я завжди вважала самим звичайним БІЗНЕСОМ. Після Вашого порівняння її з релігією, раптом зрозуміла, що і релігія - це точно такий же бізнес. А прихід (церква) - це офіс. Парафіяни з пожертвуваннями - це замовники з грошима. Товар, яким вони торгують - це хрестини, ісповедиванія, відспівування та ін. Може це і примітивне міркування, але це так.
    Сучасна релігія (тобто не справжня віра) так само як і попса (тобто не мистецтво зовсім) також відповідає емоційному стану, тільки іншої групи людей. І спільне у них одне - бізнес, тобто залучити людей, у яких, (як Ви сказали), «робота інтелекту не є ні професія, ні хобі». Які добровільно віддадуть свої кровні копійки за сумнівне ремесло. Дуже прикро, що сучасна українська політика, (я не кажу вже про російську), як і попса з релігією, є, на жаль, поки що не чим іншим, як самий справжній бізнес. Хоча я дуже рада, що політичних передач по TV у нас в Україні незрівнянно більше, чим в Росії. Що Росія, до речі, нам в вину і ставить.

  2. Ш-ко Says:

    Рідко не погоджуюся з п. Станіславом. Вже давно, пора..))
    Незгода, схоже, з головним тезісом: попсовість мислення (інтелектуальне босяцтво) на тлі матеріального босяцтва породжує попсову політику і плодить політичних клоунів замість реальних політиків. Тому, мов, невинно виглядаюча попса є джерелом боцяцтва у політиці.
    Не погоджуюсь, бо попса не є чимось штучним. Її породжує природний попит нерозвинутих мас. Причому, зв”язок з інтелектом людини тут певно є, тільки нелінейний і не детермінований. Тут є лише кореляція. Дійсно, дурні не цікавлються складною музикою, люди з високим інтелектом не слухають блатняк (”шансон”) і іншу попсу. Але на середньому, масовому, рівні зв”язок попсовості з розвинутістю людини складно корелюється. Тут людина може навіть поцікавитися серьозною музикою (мабуть, показово, так, але, все ж..) і водночас заслухуватися попсою в стилі “бзим-бзим-бзим…”). Принципова річ: середньо розвинуті люди настільки не стійкі во всьому, що немає сенсу втрачати час на дослідження їхніх поглядів. Також і в політиці ці люди - завжди ведомі. Вони просто інфантильні і не хочуть відповідальності за особистий вибір. Саме на них і розрахована пропаганда.
    Яка частина таких “середніх”? В нерозвинутих країнах - близько 80% (19%-ідіотів і 1% розумних). В розвинутих - близько 30-50%. Це моя власна оцінка. Важливі не числа, а їхній порядок.
    Який напрошується висновок? Давайте долати попсу, аби люди порозумнішали? Чи давайте підвищувати інтелект мас? ТАК, ТАК, ТАК! Все вірно. Я завжди за всебічну народну освіту і за те, щоб не шкодувати на це коштів. Тільки, це дуже складний і тривалий процес. Результати виникнуть через 5-20 років. А головне - українці, що б хто не казав - нація політично мислюча. Нехай, деякі босяки жартують зі своєю долєю, але це не показово.
    Більше того скажу. Якщо попсова Ротару пишається публічно тим, що вона УКРАЇНСЬКА співачка, це варто нашого доброго слова до неї, бо робить дійсно добру справу надійно і зараз.
    І все ж, пафос п. Станіслава я підтримую цілком: 1. Освіта, 2. Освіта, 3. Освіта…
    Просто, прикладний сенс має нюанси)

  3. sane Says:

    Уважаемый Ш-ко!
    Очень хороший комментарий, но в конце сбой:
    “Якщо попсова Ротару пишається публічно тим, що вона УКРАЇНСЬКА співачка, це варто нашого доброго слова до неї…”.

    Ротару на словах “пишається”, желая сгладить истинное положение дел - стабильную и неизменную поддержку ею всех крупных пропагандистских предвыборных мероприятий ПР. Ротару правильно выбрала клиента - богатого и заинтересованного - и создаёт налёт “украинскости” для глубоко антиукраинской политической силы. И всем хорошо - Софе хорошо платят, ПР улучшает имидж.
    Кстати, в отличие от публичного “пишання”, Ротару старается поддерживать ПР НЕПУБЛИЧНО, ставя условием своих выступлений закрытость элитной части концертов с её участием. Но шила в мешке не утаишь.
    Она не одинока в стремлении подороже продать славу и известность. Яркий пример - Блохин, последовательно продававший свой звёздный фейс сначала коммунистам, а затем СДПУ(о). Ещё одна звезда - баскетбольная - Волков. Этот вообще, пройдя в парламент в составе НУ, быстро сориентировался и сбежал в ПР.
    Кроме тяжеловесов на региональных политических лугах пасётся множество мелкой шушеры вроде Могилевской, сумевшей правдами и неправдами худо-бедно добиться относительного благополучия и получить справку о том, что она певица и даже звезда.
    К юго-восточным звёздочкам вроде Подкопаевой, Клочковой, что, в общем-то, понятно, с удовольствием присоединяются и западные любители капусты - Павлик, Кузьма и вообще никакие бесцветные Братья Карамазовы. Быт определяет сознание. Попса за работой.
    И если эта публика начинает где-то похваляться своей “украинскостью”, не стоит придавать значения этим пиар-хитростям.
    Ибо сказано - по делам их судите их.

  4. Олеся Says:

    2sane
    “…Быт определяет сознание. Попса за работой”.

    Класно це Ви сказали! Ось і я про теж саме: попса - це самий справжнісенький бізнес. І не має значення, хто тобі платить за твоє ремесло. Просто цю ініціативу запровадили, а потім розповсюдили біло-голубі у період передвиборчої кампаниї. (На мій погляд дуже сильний і вдалий хід їхніх політтехнологів). А міг би, в принципі, і Ющенко возити ту ж Могілевську чи Кузьму із концертами для своїх прихильників. А Жванія міг подарувати “Бентлі” Софії Ротару, як Ахмєтов.
    Але так не хочеться політизувати відомі им*я, так не хочеться розчаровуватись у своїх УКРАЇНСЬКИХ співаках, багато з яких, до речі, збігло до Росії і зараз біжать, бо там просто більше платять, і все. Співаків (і не тільки), які для багатьох за радянських часів, були справжніми народними кумірами. Нікому їх не хочеться віддавати, бо вони - НАШІ, УКРАЇНСЬКІ.
    Як же я розумію пана Ш-ко! І як же мені прикро за мою країну!

  5. Ш-ко Says:

    2 sane & Олеся
    Згоден з вами цілком. Я був не правий!

Оставить комментарий