Предисловие главного редактора
Эта статья – одна из самых удачных в западной прессе, посвящённой не только Усаме бин Ладену, но и мусульманскому терроризму вообще. Исламский экстремизм пышным цветом расцвёл в Иране с 1979 года. Но сам по себе исламский фундаментализм исчерпал себя в общественном мнении не только Ирана, но и всего Арабского мира, Ближнего Востока. Исламимзм развился как реакция слабого и отсталого мусульманского востока на культурную и военно-экономическую экспансию Запада в недра традиционного родоплеменного общества – уммы. Исламисты с отчаяния перешли от прямого вооружённого сопротивления – к актам самоубийств с уроном для врагов с Запада. Они, исламисты, даже ухитрились создать замкнутые исламские нерастворимые анклавы на самом Западе. И Запад ожидал затопления «варварами» цивилизованного Запада – наподобие судьбы поздней Римской империи У в. н.э. О чём писали, в частности, Тойнби и Хантингтон.
Но влияние шло и в обратном направлении: Запад незаметно, но упорно влиял на умы арабов и прочих других мусульман прежде всего силой примера. Арабский Восток взорвался изнутри – он захотел жить как на Западе, но верить как на Востоке. Запад НЕ готовил эти революции. Самоубийца в Тунисе тоже не мнил себя шахидом – просто хотел жить по человечески – ему не дали. Что называется, смертью смерть поправ.
Убийство Усамы бин Ладена, быть может, было излишним политически – политически он всё равно умер. Но США, по примеру Израиля, поступили правильно: чтобы ни у кого не возникала даже мысль покушаться на жизнь американцев – где бы те ни находились. Нам, украинцам, бы так заботиться о своих соотечественниках!
Как бы там ни было – смерть Усамы бин Ладена очень символична: нельзя трогать западного человека – даже такого изнеженного комфортом и беспечного…
Станислав Овчаренко
Терроризм все еще присутствует, но его способность двигать массами ограничена. Такого мнения придерживается эксперт по Ближнему Востоку и течениям в исламе Жиль Кепель. Его статья опубликована в газете La Repubblica.
«Физическая смерть Усамы бен Ладена, убитого американским спецназовцем в его резиденции в пакистанском городе Абботтабад, наступила после политической смерти лидера «Аль-Каиды» вследствие демократических арабских революций, проходивших под лозунгами, противоположными его радикальной исламистской идеологии. До последнего времени бен Ладен оставался мучеником джихада, даже иконой для различных антизападных движений в мусульманском мире. Его смерть закрывает темное десятилетие в отношениях между арабским и мусульманским миром и Западом, начавшееся после терактов 11 сентября и завершившееся «жасминовой революцией» на площади Тахрир в Каире и стремлением арабских народов к демократии и соблюдению прав человека», – пишет автор статьи.
«Безусловно, «Аль-Каида» все еще существует и способна нанести вред. Так, «Аль-Каида исламского Магриба» все еще удерживает в заложниках четырех французов, а теракт в Марракеше еще не раскрыл всех секретов сети. Терроризм все еще существует, но его способность мобилизовать мусульманские массы слаба как никогда. С ликвидацией Усамы бен Ладена американский президент Обама перехватывает инициативу», – отмечает Жиль Кепель.
«Арабские деспоты получили 10-летнюю отсрочку, играя на страхе перед терроризмом. Арабский политический мир открылся в декабре 2010 года: прочь, Бен Али, прочь, Мубарак, прочь, бен Ладен. Происходящие в арабском мире перемены являются плодом усилий местных общественных и политических сил. Они лишь еще больше окрепнут со смертью самого харизматичного из джихадистов», – пишет автор статьи.
«Что касается президента Обамы, то помимо роста его популярности, которой он воспользуется для своего переизбрания, у него в рукаве уже находится туз для досье, которое может разблокировать ситуацию на Ближнем Востоке: возобновление процесса мирного урегулирования и признание палестинского государства в сентябре на Генассамблее ООН», – пишет Жиль Кепель.