В 2009 году районная налоговая инспекция на основании решения Киевского городского совета от 25.12.2008 № 944/944 вместо 1% земельного налога насчитала нам 3%. Было ли это правомерно? Ведь договор аренды у нас не был заключен. Почему мы должны платить в размере арендной платы? Андрей Осташ, Киев
На вопрос отвечает Вячеслав Гергелийник, адвокат, кандидат юридических наук, доцент.
Проблема, с которой столкнулось ваше предприятие, была распространенной. Ее причина в том, что указанным вами решением Киевсовета от 01.04.2009 определено, что плата за земельные участки, используемые субъектами хозяйственной деятельности, но право собственности на которые или право аренды которых в установленном законодательством порядке не оформлено (не переоформлено), взимается в размере минимальной годовой арендной платы за земельные участки, установленной ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли».
На основании этого акта налоговые органы и выписывали соответствующие уведомления о взыскании налоговых платежей.
Вместе с тем, решение Киевсовета прямо нарушало действующее на тот момент законодательство. Поэтому субъекты хозяйствования и обращались в суд для обжалования спорных решений. Судебные процессы продолжаются поныне.
Анализируя законодательство на момент принятия спорных решений, мы можем увидеть, что согласно Закону Украины «О системе налогообложения» земельный налог относится к общегосударственным налогам и сборам (п. 8 ч. 1 ст. 14). Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины (ч. 2 ст. 14).
Кроме того, Закон Украины «О плате за землю» определял, что плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель (ст. 2). Ставки земельного налога, порядок исчисления и уплаты земельного налога не могут устанавливаться или изменяться другими законодательными актами, кроме этого Закона (ст. 4). Ставки земельного налога с земель, денежная оценка которых установлена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки (ст. 7). Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, а арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, — договор аренды такого земельного участка (ст. 13).
Из анализа ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли», к которой отсылает решение № 944, усматривается, что единственным законным основанием для уплаты арендной платы является наличие такого условия, как заключенный и зарегистрированный в установленном законом порядке договор аренды, а землепользователи, с которыми не заключен договор аренды, платят земельный налог на основании данных государственного земельного кадастра, как это предусмотрено ст. 7 Закона Украины «О плате за землю».
Данная позиция нашла подтверждение и в суде. Так, постановлением Шевченковского районного суда г. Киева от 27.09.2010 признано незаконным и недействующим с момента принятия п. 2 Решения Киевского городского совета II сессии VI созыва № 944/944 от 25.12.2008 года. Данное решение подтверждено судами апелляционной (31.03.2011) и кассационной (22.09.2011) инстанций.