Предисловие главного редактора
Я, наверно, был неправ – всегда и всюду утверждая, что «на постсоветском пространстве нет нигде настоящего рабочего движения». Оказывается, после падения советской «рабочее-крястьянгской» «советской» власти рабочее движение всё-таки возрождается – хотя и очень туго. Даже отчаянные сторонники свободного предпринимательства не могут не признать, что наёмные работники имеют так же свою часть автономии как люди – как их работодатели – по отношению к деспотическому олигархическому государству. Накопилось огромное количество проблем рабочих и служащих не только на железной дороге – но всюду.
И вал этих проблем грозит затопить даже отпетое руководство «пацанов», как наше. Забавно – но ради спасения своей власти нашим регионалам придётся нехотя, но всё заниматься и проблемами рабочих и служащих.
Иначе они очень скоро займутся «проблемами» наших правителей…
Станислав Овчаренко
Кадровый голод, наряду с неудовлетворительными условиями труда и высокой степенью изношенности подвижного состава являются основными факторами, негативно влияющими на безопасность пассажирских перевозок.
По официальным данным ЮЖД со станции «Харьков – Пассажирский» за сутки отправляется в рейс 183 вагона в 20 различных направлений. Что стоит за этими сухими цифрами и как обеспечивается процесс перевозок, рассказали нам активисты первичной профсоюзной организации свободного профсоюза Харьковского вагонного участка №1 ЮЖД. «Людей не хватает, работать приходится за себя и за того парня, а зарплату получаем только за себя»,- констатирует осмотрщик-ремонтник вагонов Александр Мирошниченко. По словам председателя первичной организации ВП ХВД-1 ПЗ Александра Абросимова, трудовой договор и ряд внутренних инструкций ЮЖД определяют минимальный размер премий. Для данной категории работников он составляет 30% от заработной платы, у проводников этот минимум – 10% . Тогда как фактически начисляемая премия составляет всего лишь 5-7 % оклада, что у осмотрщика, что у проводника. «Вызывает непонимание сокращение отпусков с 28 до 24 дней у представителей ряда служб обеспечивающих подготовку подвижного состава», добавляет проводник Лариса Украинец.
Следует обратить внимание и на вредные условия работы осмотрщиков. Работа под высоковольтными проводами, постоянные наклоны корпуса и чугунная пыль, которая образуется при торможении колесных пар, способствуют росту числа профессиональных заболеваний. При заметных попытках руководства предприятия облагородить территорию, устилая ее тротуарной плиткой, разбивая клумбы и фонтаны, туалет на ПТО «Харьков Пас» не работает уже более полугода. Состояние других бытовых помещений тоже далеко от санитарных норм. Отражается на работе и нехватка оборудования. К примеру, из 30 числящихся на пункте технического осмотра раций работает только 9. Не хватает переносных фонарей и заливных шлангов. Решение этой проблемы не требует привлечения больших материальных ресурсов. Тем не менее, вопрос длительное время остается открытым.
По мнению начальника поезда Вячеслава Шибера вагоны морально и физически устарели, их техническое состояние крайне неудовлетворительно, что естественно отражается на качестве пассажирских перевозок. По словам Александра Абросимова, такое положение дел характерно не только для поездов осуществляющих внутренние пассажирские перевозки. В прошлом году в виду неудовлетворительного технического состояния подвижного состава без права продажи билетов в Украину были возвращены вагоны из Уфы, Красноярска и Санкт-Петербурга. Проводники поезда Харьков – Санкт- Петербург 15 дней оставались с неисправным вагоном в Питере фактически без средств к существования. «Подвижной состав ввиду высокой степени его изношенности нуждается в более частом капитальном и деповском ремонте. Средства у дороги на это есть. Только ремонт должен быть качественным. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда состояние вагона после ремонта гораздо хуже, чем до его проведения»,- отмечает Вячеслав Шибер.
Важным фактором, негативно влияющим на качество перевозок, являются неудовлетворительные бытовые условия проводников. В поездах отсутствуют бытовые комнаты, душевые, постирочные. «Специфика нашей работы такова, что, даже окончив смену, мы не покидаем поезд. Во время поездки он для нас и дом, и место работы. Бытовые условия сказываются на самочувствии проводника, его работоспособности, а, следовательно, и на рабочем процессе»,- подчеркнула заместитель председателя организации Лариса Украинец.
«Отдельно, следует отметить любовь нашего руководства к разного рода заседаниям», – отмечает Александр Абросимов. Примером того, по его словам, может служить подведение на предприятии итогов года. Как отмечают активисты, руководителем предприятия – Игорем Рудяченко на это мероприятие были согнаны практически все работники, отвечающие за подготовку подвижного состава в рейс. В результате все тот же поезд Харьков – Санкт-Петербург вышел из Харькова с неисправными туалетами и другим невыполненным ремонтом.
Естественно, работники ЮЖД не желают мириться с произволом. На участке на данный момент существуют три профсоюзных организации. Помимо свободного профсоюза вагонного участка на предприятии функционируют отраслевой профсоюз ДОРПРОФСОРЖ и первичная организация свободного профсоюза железнодорожников Украины. Вмешиваться в ситуацию им приходится часто. Существует практика оперативных разборов внештатных ситуаций. Согласно положениям трудового договора, в случае если на этот разбор вызван член профсоюзной организации, руководству профсоюза направляется перечень тем, которые будут рассматриваться на разборе и перечень тех вопросов, которые будут заданы профсоюзнику. Эти положения не выполняются. Профсоюзная организация в известность не ставится, а сотрудники вызываются в их личное время, что является нарушением трудового договора. Первый вопрос, который задается работнику: «К какому профсоюзу вы принадлежите?» В случае отсутствия представителя профсоюзной организации, нередки высказывания типа: «И кто вас тут защищать будет?». По словам Ларисы Украинец, у людей возникает впечатление, что они присутствуют не на оперативном разборе, цель которого разобраться в сложившейся ситуации, а на судебном процессе. Увы, пока конструктивного диалога между руководителем предприятия и трудовым коллективом не происходит. В результате страдают все. И имидж ЮЖД в первую очередь.
Сергей ФИСУН