Н.В. Хамитов. Одиночество женское и мужское.

Опыт вживания в проблему

img.jpgЭто – уже второе знакомство с философией любви (и не-любви) Назипа Хамитова. В прошлый раз мы говорили о скуке и тоске как отправной точке духа человека, совсем не присущем ни одному из животных.

Да что животным! Много людей всю свою физическую жизнь не проявляют и не проживают все свои природные задатки. Им даже узкие рамки скудного бытия достаточно просторны, чтобы не ощущать его границ.

В этой же книге автор книги касается драмы и даже трагедии человеческого одиночества, которое здесь разделяется на женское и мужское – так как они совершенно разные у мужчины и женщины в любом возрасте.

Если тоска и скука – отправные точки, которые указывают на предельность, ограниченность рамок обыденного существования для человеческого духа личности, то одиночество или уединение – это та духовная атмосфера, в которой тоска и скука переживаются и… преодолеваются.

Надо сразу сказать о принципиальном отличии одиночества от уединения:

- в первое человек попадает не по своей воле, а

- второе – желает сам.

nez_and_lana1.jpgЭто как если бы в закрытой комнате ключ находился снаружи (одиночество) или – внутри комнаты, у её хозяина (уединение).

Если одиночество человека – порождает страдание, и он старается его преодолеть, то уединение человек ищет сам – в целях творческого беспрепятственного роста.

Самое интересное начинается как раз с того, что автор видит принципиальное различие одиночества женского и мужского.

Как и уединения тоже.

Слово – автору:

«Юность – время осознания и овладения одиночеством. Через переживание одиночества в юности проходят практически все. Одиночество есть врата из подросткового бытия в жизнь юноши и девушки. Благодаря одиночеству в юности происходит осознание пола и врастание в него. Перед девушкой и юношей проступает их неповторимость как женщины и мужчины, и они пытаются войти в неё. Эта попытка найти стиль женщины и мужчины…

… одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового возраста. Уединение позволяет подготовиться к будущим чувствам влюблённости и любви, которые могут восприниматься только наедине с собой». (стр.15-16).

(Очень важно!):

«Не переживший одиночества в юности так и не становится взрослым. Или ещё глубже: он так и не становится молодым. Он остаётся вечным подростком и проносит себя как стареющего подростка по всем ступеням жизни. Он переполнен подростковой жаждой коллективности и эта жажда становится самым сильным чувством его жизни, не давая проявиться любви и творчеству.

Ибо любовь и творчество – всегда вызов коллективу и роду… Одиночество раздвигает материи социальных инстинктов, окружающих нас с рождения. Всё повтрояющееся и обыденное – то, что может развиться в скуку жизни – отступает перед rusheva61.jpgодиночеством-углублением.

Углубление в себя всегда есть возвышение» (стр.16-17)

Автор – сознательно или нет – здесь немного лукавит: «через переживание одиночества в юности проходят практически все».

Он не сказал, что через одиночество «проходят все люди».

И не скажет.

Так как за этим – трагизм человеческой жизни вообще.

Только пережившие одиночество и прошли стадию юности в своей жизни!

Остальные – нет. Хотя одиночество как нечто охватившее человека помимо его воли часто ощущается трагически – всё равно, пройдя это состояние - человек переживает полноценное цветение юности.

Но очень и очень много людей, особенно в закрытых обществах, проскакивают эту пору жизни.

Как и зрелость, взрослость – тоже!

Ещё не имея философских знаний – я в этой самой юности заметил, что БОЛЬШИНСТВО «советских людей» ПРОСКАКИВАЮТ и юность и зрелость. Сначала – детство, отрочество – потом – стремительное старение! Скажем резче: и в старости советские люди выглядят как дети с постаревшими телами и неразвитыми душами.

В советской старости – не богатство мудрости и красоты СВОЕГО возраста – а увядание стёртых лиц и тусклых глаз, в которых так и не заметно накопленного жизненного опыта.

Как по мне – это не просто трагично – но просто жутко…

Но эта светлая глубокая и простая книга – НЕ об этих людях, а тех – кто прошёл нормальные стадии личностного развития – пусть и не без болезненности, заложенной в самой человеческой природе.

iesua-pered-k1.jpgТеперь – как раз о РАЗНОМ переживании одиночества у женщины и мужчины.

Слово автору:

(о женщине):

«…женщина переносит одиночество всегда тяжелее мужчины. Одиночество для неё – та оскалившаяся реальность, которой она стремится избежать. Именно поэтому тема одиночества для женщины всегда нечто более очевидное, чем для мужчины…»(стр. 18).

(о мужчине):

«Юная воля юного мужчины требует мечтаний в корне отличных от тех, которым предаются девушки. Это мечтания о своей исключительности, которая должна быть реализована вне семейного благополучия или во всяком случае – не благодаря ему». (стр.19).

Значит – книга Назипа Хамитова – о НОРМАЛЬНЫХ людях, которые переживают одиночество и уединение как естественное состояние развивающейся личности человека.

Повторим – о такой личности только и речь.

Первый признак такого уединения мальчика-подростка, становящегося юношей – это мечтательность, выходящая за пределы рода и даже того узкого круга общения, в котором он находится.

Назип Хамитов пишет о юном молодом человеке:

«Это мечтания о своей исключительности, которая должна быть реализована вне семейного благополучия или, во всяком случае – не благодаря ему. Это мечтания о неповторимом воздействии на жизнь человеческого мира, и такие мечтания всегда требуют одиночества. Эти мечтания в юности и есть форма реального самопознания и возвышения над коллективом.

Именно мечтания делают подростка юношей». (стр.19).

По словам автора, «в отличие от подростка, мечтания юноши направлены на раскрытие себя и своей воли за пределами фантазии» (стр.21)

Поэтому юноша переживает одиночество гораздо более глубокое, чем подросток.

Проще говоря, мечтательность есть осознание своего предназначения в жизни, и выражается также в сексуальных фантазиях.

Предназначение в жизни – это как воля к власти и созерцательное отношение к жизни. Оно выводит молодого человека из узких рамок коллектива (семьи, например) и влечёт его за пределы как семьи так и всего общества вокруг него. Он ощущает, что есть rusheva111.jpgчто-то, что пока невидимо глазу и не слышимо уху – но что-то бесконечно важное и возвышенное – что наполнит его жизнь настоящим содержанием.

Назип Хамитов и называет это ощущением «предельного бытия» выводящего его из рамок обыденной жизни коллектива.

Да, те самые тоска и скука!

Девушка в одиночестве:

«Девушка не нуждается в одиночестве так, как юноша. Её взросление обусловлено всей логикой распространения человеческого рода по планете. Девочка, а затем девушка готовится стать матерью, и это накладывает печать на её личность. Идея будущего рождения и материнства внушается девушке с раннего возраста, и потому одиночество рассматривается как предвестник трагедии, а уединения – как грех» (стр. 26-27).

Даже автор в русле такого взгляда замечает: «К одиночеству может стремиться только необычная странная девушка. Речь идёт не об одиночестве девушки-изгоя, не сумевшей вписаться в общность сверстников и страдающей от этого, а об одиночестве добровольно принятом, одиночестве- отстранённости» (стр.27).

На ум приходит образ пушкинской Татьяны Лариной, которая

- Она в семье родной

- Была девочкой чужой…

Далее – о феномене девочки, девушке – затем женщине, которая реализует себя не только и не столько в семье и роде – сколько в своём призвании. Такие женщины не перестают удивлять своей своеобразной мотивацией своего поведения:

«Уединение и отстранённость девушки так же, как и юноши, - проявляются через мечты. И если мечты одинокого юноши могут находить воплощение в роде, то мечты странной девушки всегда выходят за его границы. Уже сам факт отстранённости девушки rusheva131.jpgозначает абсолютное противостояние роду; именно таким образом она освобождается от власти рода и рожания смертных подхода к рождению бессмертного.

Девушка, прошедшая испытание одиночеством, способна к абсолютно неповторимому взгляду на мир. Такова, например, Елена Блаватская, развернувшая свою девичью странность до странной картины Вселенной и развившая одинокую софийность юности до теософии, утвердившейся в мире мужчин». (стр. 30).

Ну, на стыке Х1Х – ХХ веков было мощное движение женщин, которые боролись за расширение своих прав и возможностей – под их влиянием диктат рода ОТСТУПАЛ – и на роль независимых женских личностей могли уже претендовать не только экстравагантная Жорж Санд или психоаналитики Лу Андреас Саломе вкупе с Сабиной Шпильрейн…

Далее – автор даёт сравнительное развитие проблемы одиночества и уединения по ступенькам возраста – от рождения до смерти – и женщины, и мужчины.

Но, повторяю – у тех людей, которые проходят нормально все возрастные этапы развития через одиночество и уединение.

Но – для контраста – Назип Виленович затрагивает и тот вариант развития личности, когда одиночество – есть, а возможности для уединения – не очень…

Поэтому тоталитарные общества стремятся создавать такую атмосферу всепроникающего коллективизма – чтобы не было условий и стимулов для уединения молодых людей обоих полов. Для этого применяются формы коллективного проживания людей в очень тесных рамках места и времени. Они (желательно для такого государства) должны постоянно находиться на глазах друг у друга и НЕ ИМЕТЬ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.

Но мало и этого: такое деспотическое общество стремится, чтобы потенциально свободная личность не могла уединиться – для чего нужно расслабиться, снять внутреннее психологическое напряжение. Во всяком случае – отнять право у такой свободной личности самой определять режимы напряжения и расслабления.

main11.jpgОб этом у автора полно раскрывается в главе о Ленине. В тоталитарном обществе, как в «чёрной дыре», человеческая личность утрачивает признаки как пола, так и возраста:

«Удивительным примером этому есть жизнь и борьба Ленина. Ленин есть существо среднего рода. Именно это определяет его глобальное одиночество… О том, что Ленин психически лишён мужского пола, говорит вся логика его жизни. Его отношение к женщинам окрашено равнодушием и рационализмом. Он воспринимает их не как женщин, а как специфических товарищей, служащих делу революции…

… Образ Женщины вытесняется и заменяется образом Революции - единственной женщины и женственности, доступной Ленину. Но революцию нельзя любить – её можно только страстно желать. Революция слишком динамична, чтобы самой быть целью » (стр.218 - 219).

Невозможно в краткой статье охватить все стороны рассматриваемой книги.

Но кое-что мы ещё упомним: в книге рассматривается эта проблема женского и мужского одиночества и с позиций психоанализа Фрейда. Такое нехорошее тоталитарное общество подчиняет себе личность человека – то ли женщины, то ли мужчины – только сознательно обесцвечивая её – нанося ей тяжёлые психические Травмы, которые делают болезненным бессознательное человека и задерживая развитие как раз человеческого сознания, вообще человеческой личности.

Получается, что цели психоанализа и тоталитарного общества противоположны: если психоанализ изначально родился с целью обогатить сознание, излечив бессознательное, то сильное родовое общество – или тоталитарное – наоборот – эти травмы сознательно наносит – с целью внешнего контроля над личностью.

В свободном же обществе одиночество мужчины и женщины преодолевается в сотворчестве того и другой – в любви и естественном духовном и физиологическом единстве. Это что-то напоминает об учении Платона об андрогинах… А в народе – говорят: «ищу свою половину…». Получается, есть в народном сознании идея восстановления утраченного единства человеческого рода именно в любви и духе…

Здесь – только небольшая часть содержания замечательной книги – но об остальном – в самом тексте книги

 

Поддержи свой сайт!

Комментариев 21 to “Н.В. Хамитов. Одиночество женское и мужское.”

  1. Кain Says:

    Отличный материал, а еще что-нибудь есть по этой теме?

  2. север Says:

    Спорно, но как вариант

  3. RadicaL Says:

    что называется �в тему�.

  4. caRRRambos Says:

    Подписался

  5. Mavdet Says:

    Автор постарался на славу!

  6. ZEN Says:

    Спасибо автору за все, побписываюсь на рсс!

  7. Ratexertsnall Says:

    Вы сами это придумали? Если да, то неплохо получилось:)

  8. Bearaturf Says:

    Спасибо. Прочитала с интересом. Блог в избранное занесла =)

  9. Гольденберг Says:

    Хотя редактор превозносит автора, но книга, как часто бывает, явилась только поводом для собственных рефлексий.

  10. arranuags Says:

    Хорошая новость. Не люблю когда переливают из пустого в порожнее, так держать, Вы на верном пути

  11. evil_creature Says:

    В чем прикол ?

  12. MKA Says:

    Урааааааааааа нашел!

  13. Adelante Says:

    А вы знаете, что сегодня день независимости Алжира? Выпить - святое дело :)

  14. Dufunia Says:

    Уфф! Сам я технарь по образованию и вспоминаю древний анекдот о том, что 1 кг мозга философа стоил больше, чем 1 кг мозга физика и математика (такой вот анекдот-страшилка). На недоуменный вопрос покупателя продавец ответил: “Эх, знали бы вы, сколько этих философов пришлось забить, чтобы 1 кг мозга собрать”. Страдаю бессоницей и прихожу в ужас, когда слышу по “Радио Эра” гнусавый и гнусный голосок этого ХамОВитова: “С вами я, философ и писатель…” Прохиндей, пролезший вместе с такой же наглой прохиндейкой женой на радио. Но самое ужасное - звонки этому ХамОВитому. Звонят выжившие из ума старухи, рассказывают “за жисть”. И тут это всерьез обсуждается. Нет, серьезно, лучше б водки выпили :))

  15. warhammer Says:

    Очень увлекательно написано, интересно сравнивать ощущения автора с собственным опытом.

  16. Lora-lora Says:

    спасибо

  17. druzel Says:

    Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья. Много времени я потратил на поиски хорошего блога сходной тематики, но многие из них не устраивали меня отсутствием или недостатком информации, глупыми интерфейсами и прочим. Сейчас я нашёл что хотел и решил внести свой комментарий. Хотелось бы, уважаемые господа администраторы, чтоб ваш блог и далее развивался таким темпом, количество людей неуклонно росло, а страниц становилось всё больше и больше. Адрес вашего блога запомнил надолго и надеюсь войти в ряды самых активных пользователей. Огромное спасибо всем, кто меня выслушал и уделил минутку свободного времени на прочтение данного комментария. Ещё раз спасибо. Виталий.

  18. Maks Says:

    Блоги… Миллион новых дневников ежедневно, я вот иногда тусуюсь у новичков, так я Вам скажу полную ерунду пишут, хотя таланты вроде Вас тоже попадаются, но это наверное искры среди тьмы. Сейчас уже наверное, все имеют свои блоги ;)

  19. ginfair Says:

    Автор, а вы случайно не из Москвы?

  20. Lec Says:

    Да, столько кофе пить нельзя. Выпил чашечку какого-то бразильского собственной заварки уже три страницы блогов из Яндекс блоги пролистал. Конечно, ведут их школьники частень, ну по крайней мере так кажется на первый взгляд, но спорить стем, что грамотные мысли тоже бывают там не буду. У Вас тоже ничего, со вкусом. Но от дизайна как раз не все зависит, хотя в приятных тонах которые не режут глаз все же приятнее читать и листать. Еще загляну на днях. пока всем

  21. lgxwonsg Says:

    dQpDpV mojbkevxislx, [url=http://hcgjukmryfwo.com/]hcgjukmryfwo[/url], [link=http://gredhyohoolw.com/]gredhyohoolw[/link], http://jbbmxydghhxi.com/

Оставьте комментарий

© 2006, Станислав Овчаренко. Издание "Свет и Тени" Статьи (RSS) и Комментарии (RSS)
Сайт издается с помощью WordPress Publishing Platform.   Web Production by Айди Контент.