Психология украинской семьи. Статья 2-я

711.jpg  1. Много раз задавал себе вопрос: откуда и с какого момента начинаются непроходимые различия между людьми и между народами, их культурами? Какая роль в этом семьи? Какая специфика именно украинской семьи в этом контексте?

В прошлой статье я писал о пользе возможно более раннего развития человеческих способностей, учитывая, что эти способности, если их не развивать – начинают отмирать с момента рождения человека. Это не моя находка, а опыт семьи Никитиных.

2. Но различия между людьми и культурами нельзя было бы свести к «раньше - позже» в смысле начала развития ребёнка. В мире - великое разнообразие культур и характеров, значит, должны быть и другие параметры, по которым семья и общество направляют человеческую личность.

3. Это – культуры предпочтения эмоционального или интеллектуального развития. Что важнее – эмоции или разум? Вопрос не так прост, как кажется. В арабских семьях сдерживать чувства детям не советуют, так как это «вредно для здоровья», «можно повредиться разумом».

4. В еврейских, немецких английских – наоборот: требуется владеть своими чувствами с возможно более раннего возраста. 800px-repin_cossacks1.jpgСтихия чувств – не поощряется. Правда, в Германии есть так называемые «карнавальные дни», когда можно «сходить с ума» всем подряд – и старым и малым. Но, если присмотреться внимательно, то окажется, что такое «безрассудство» - хорошо подготовлено и организовано.

Но в остальное время – ни-ни!

5. Разделение культур на «эмоциональные» и «рассудочные» имеет далеко идущие последствия. В прошлой статье я разделял интеллектуальные и характерные различия ещё и по классовой роли человека в обществе.

Напомним:

А) предприниматель никоим образом не может воспитывать в своих детях т.н. скромность или невнимательность к общей ситуации в обществе и той профессии, которой он занимается. Инициатива, кругозор, нестандартное мышление, некоторый избыток необходимых знаний – условие для процветания семьи предпринимателя и гарантия, что неожиданные события не застанут их врасплох.

Б) Рабочий стремится к тому, чтобы его дети имели твёрдый, приличный, гарантированный заработок. Первыми условиями для 37911.jpgэтого есть знание своего дела и умение ладить с работодателем. Здесь - требуется безотказность рабочего механизма, покладистость и умение не раздражать своего хозяина. То есть воспитание той самой скромности, что не допускает проявления способностей, «не относящихся к делу». Инициатива должна быть очень осмотрительной. Для рабочего по его роли не обязательно иметь широкий кругозор и избыток общей культуры – чтобы не было дискомфорта внутреннего мира с окружающей жизнью.

6. Нечего и говорить, что коммуникабельность предпринимателя должна быть гораздо выше, чем у наёмного работника.

Поэтому в Украине на наших глазах мы наблюдаем неизбежную, но печальную для меня картину: пути способов и возможностей воспитания в украинских семьях, принадлежащих к разным классам, РАСХОДЯТСЯ – и очень далеко. В прошлой статье я писал, что побочным эффектом осознания важности воспитания детей с возможно более раннего возраста было резкое вздорожание услуг няни и гувернантки, частного учителя, наконец.

7. Но на другом полюсе – деморализация, дешёвая попса, развлекаловка разного толка – то есть инстинктивное воспитание детей в духе следования своим эмоциям – «радуйся, пока радуется, веселись, пока веселится…».

Потом, дескать, когда вырастешь – некогда будет ни погулять, ни отдохнуть.

Украинская культура – на стыке двух культур – восточной и западной. То есть у нас много такого, что характерно для арабской семьи, но есть и черты, присущие для культуры западной.

8. Поэтому – какую линию воспитания в семье выбрать – зависит конкретно от данной семьи и данных родителей. Украинцы исторически НЕ ИМЕЮТ твёрдой религиозной или интеллектуальной традиции, которая подсказывала бы родителям – КАК же им воспитать детей?

Так исторически сложилось, что в Украине высшие формы культуры, требующие особой профессиональной подготовки возникли исторически поздно.

Если это так, то знание исторически не успевает проникнуть в 133add061.jpgподсознание широких масс народа – и господствуют формы культуры, которые не требуют особой подготовки. Вторым фактором, отличающим Украину даже от России – это преимущественное развитие именно НИЗШИХ сословий с их режимом физического выживания и узкого жизненного кругозора.

Именно здесь лежит причина «безгосударственности» украинского общества.

9. Но на наших глазах рождается украинская государственность и иерархичность украинского общества по культурным. имущественным и профессиональным предпочтениям.

В украинском фольклоре запечатлён скептицизм по отношению к «избыточному» интеллектуальному развитию и склонность к неумеренному приспособленчеству: «Старий будеш, якщо все знатимеш». «Дурень думкою багатіє». «Ласкаве телятко двох маток ссе», «Дають – бери, а б’ють – тікай».

Уже упоминалось, что 80% процентов украинского бюрократического аппарата составляют выходцы из села. Исторически так вышло, что именно сельские жители, крестьяне и казаки повлияли на становление украинского национального характера. Отсюда – и приземлённость культурных и политических предпочтений. Очень ярко такую бесхребетную «покладистость» и политическую продажность казаков описал Пантелеймон Кулиш в своём романе «Чёрная Рада».

10. Но эти недостатки украинского национального характера были усугублены годами существования советской власти и голодомором 1933 года, согнувшим хребет украинскому народу. Но эти экстремальные исторические условия были преодолены бесконечным терпением и выносливостью украинцев.

Это характерно как раз для ВСЕХ социальных слоёв украинского общества – перетерпеть неблагоприятные обстоятельства. Так сказать «свернуться в кокон» до лучших времён.

11. Для этого надо рассмотреть такой момент: что «важно- не важно» для той или другой семьи. Мы отмечали, что для еврейской или японской семьи интеллектуальное и моральное воспитание так же важно, как и физическое выживание.

Для украинской семьи, к сожалению, это не так, особенно рядовой – где приходится постоянно решать – чему отдать предпочтение - желудку или душе человеческой? И чаще всего отдаётся предпочтение именно желудку. Именно поэтому при таком предпочтении консервируется именно бедность, нужда в элементарных потребностях.

Бедность, как и богатство формируют человека именно таким образом, чтобы себя автоматически воспроизводить.

Всегда и везде.

Труднее всего, находясь на низком стартовом моменте вести себя как человек развитый и зажиточный или даже богатый. Для этого надо обладать невероятным мужеством и последовательностью. А также умением, как говорил Гегель, «держать мысль» в узде.

Это НЕ характерно для православного сознания, скорее для протестантского и иудаистского. Но это – приобретение мировой культуры и украинцам надо опираться не на традиционный национальный опыт, а на мировой.

Сегодня и сейчас.

Но сейчас важно знать, что мы все нуждаемся в преодолении психологической инерции тотального приспособленчества – иначе не выживем. Но об этом и сходном – в следующих статьях.

Комментариев 2 to “Психология украинской семьи. Статья 2-я”

  1. Петро Says:

    Чудово і більше, ніж актуально! Дякую!
    Відкрита конкуренція, яка вже виникає і буде тільки зміцнюватися (СОТ, ЄС..), вимагає термінових рішень у сім”ях щодо виховання дітей. Якщо розгорнеться загальнонаціональна діскусія за проблем виховання, це обовязково призведе до популярності Вашіх ідей та компіляцій, пане Станіславе.
    Тому, вважаю що головне цей час - саме розгортання цієї діскусії. Ось про що треба думати - як зробити інтерес до виховання особистості загальним у суспільстві. Наприклад: вимагати, щоб “Виховання” (або якось інакше) винікло у складі дісціплін середньої та вищої школи; щоб винікла державна програма щодо виховання особистості, чіпляюча широкий кол проблем і з обовязковими годинами на якіх-ось каналах ТБ у прайм-тайм для реалізації суспільної діскусії.

  2. Анастасия Says:

    В нашем образовании не учтена личность вообще.Старое образование “забивает” наших детей, а новое “нагружает” их мозги.После школы человек выходит в Мир совершенно к нему не готовым:он не умеет общаться,как разговаривать по телефону его никто не учит.О культуре я молчу.Мальчиков уже давно не учат быть мужчинами:уступать места в транспорте пожилым людям,девочек же помогать своим матерям в хозяйстве.Индустрия шоубизнеса и та информация которая идет к нам с телеэкранов несет в себе огромную жестокость.Перепутались гендерные роли.Понятие этикета никого не интересует.Молодежь не знает как ей “выживать” в этом мире.О каком личностном развитии может идти речь если у человека главная мотивация на нижнем уровне:он просто превращается в животное.Все это печально…

Оставьте комментарий

© 2006, Станислав Овчаренко. Издание "Свет и Тени" Статьи (RSS) и Комментарии (RSS)
Сайт издается с помощью WordPress Publishing Platform.   Web Production by Айди Контент.