Психология украинской семьи. Статья 1-я

      1.Очень много политических проблем имеют свои корни в глубине национальной традиции с её достоинствам и недостатками. Здесь проблемы не так даже в национальной культуре – как именно в национальной психологии среднего украинца, который может серьёзно проигрывать среднему r_m_b26cd4d70e93b3d6c139b4fccd84b9851.pngрусскому или еврею не в открытой политической войне – а в повседневной житейской борьбе-конкуренции – и проигрывать в ней.

Тогда и появляются такие политические деятели как Олег Тягнибок, которые стараются «выправить» пропорцию представительства украинцев и не- украинцев на достаточно «вкусных» социальных местах.

Но всё дело в том, что очень трудно различить украинцев и не- украинцев по внешним физиологическим признакам – поэтому очень трудно подыскать справедливые юридические инструменты для такой «селекции» состава кадров в бизнесе и во власти.

Право не может охватить все стороны человеческой жизни – поэтому призыв к этнической чистоте неизбежно приведёт к неправовым актам произвола, которые, однако, не помогут достичь желанной цели.

Культурно-психологическая сфера человеческой жизни гораздо глубже и тоньше, чем те грубые политические инструменты, которыми собираются пользоваться тягнибоковцы.

    Мне могут сказать: «Зачем Вы занимаетесь этой маргинальной партией, что набрала только 0,73% голосов и не влияет на национальную жизнь?».

Ответ:

- Я занимаюсь НЕ партией Тягнибока и не самим Тягнибоком – а той опасной тенденцией в общественном мнении, что нам нужна именно «национальная чистота» и стремлением к изоляции от мира, особенно Западной Европы и Северной Америки.

2. На Западе много работ, особенно англоязычных, где корни национального характера видят и находят именно в традициях воспитания в семье. И нам надо начинать не с чистой политики, а с интеллектуальной составляющей нашей национальной жизни.

Семья Никитиных чётко вывела, что с момента рождения ребёнок начинает неуклонно ТЕРЯТЬ природные способности по мере 133add071.jpgроста. Поэтому получается, что чем раньше родители и прежде всего родители, станут заниматься реализацией природных способностей ребёнка – тем больше он успеет усвоить к зрелому возрасту.

Поэтому получается, что те национальности и те народы, что начинают заниматься интеллектуальным развитием детей как можно раньше – те и процветают, и побеждают в житейской борьбе «за место под солнцем».

Особенно трудно пришлось тем народам, которые не имели права на землю и земельные ресурсы – поэтому им пришлось задействовать именно интеллект личности, семьи и национально-религиозной общины.

Для ясности определимся: я имею в виду далеко не только евреев, хотя и их тоже. Таких «евреев» в мире достаточно много – китайцы, сикхи, японцы. Из религиозных общин можно представить тех же иудеев, но и старообрядцев в России, немцев-протестантов на территории современной Украины.

Всем этим нациям и религиозным общинам была присуща опора на разум и на общинную солидарность. Я не имею в виду российскую крестьянскую общину – она как раз НЕ защищала своих членов, а просто служила удобным инструментом для царского правительства при взимании налогов. Я имею в виду то, что на Западе называют community.

Проще говоря, евреи и им подобные нации с самого раннего детства культурному воспитанию и самодисциплине придают НЕ МЕНЬШЕ внимания, чем просто материальному обеспечению. Если мать или отец заметят в ребёнке какую-нибудь природную склонность – они сделают ВСЁ, чтобы такую природную склонность развить максимально. Поэтому, кроме чисто природного здоровья, родители и община стремятся оценить и развить природные задатки ребёнка.

3. Вторым вопросом такого воспитания есть установка на ту социальную роль, к которой родители готовят ребёнка.

Если, как пишут западные авторы, из ребёнка готовят предпринимателя – то его учат быть инициативным, творчески мыслящим, уметь общаться с людьми, создавая о себе самое благоприятное впечатление как о деловом партнёре и просто надёжном и разумном человеке. Речь о «скромности» как отказе от признания своих явных преимуществ тут не идёт.

Если же родители видят в ребёнке будущего наёмного работника – для этого воспитываются совершенно другие качества и свойства 133add031.jpgчеловеческой личности – исполнительность, конформизм, послушание, скромность. Инициатива должна у такого человека проявляться так, чтобы не раздражать работодателя.

4. Как бы ни писали и не думали о воспитании детей – в конечном счёте их будут учить тому, как выживать во внешнем мире. Не раз отмечали, в традиционной украинской семье недооценивали именно качества делового человека – и интеллектуальное воспитание в семье запаздывало – когда ряд природных детских способностей УЖЕ умерло, так и не получив развития. Другие семьи, в частности еврейские, успевали раньше «подхватить» талант ребёнка и он, вырастая, был более приспособлен для жизненной борьбы.

Православная традиция недооценки интеллектуального развития ещё не раз сослужит нам плохую службу. Поэтому индустриальное и постиндустриальное развитие украинского общества требует не так следования старым традициям – как ОТКАЗА от них, как «нетехнологичных».

В тесной связи с задачами интеллектуального развития стоит и проблема «насилия – ненасилия» в семье и обществе. Я не являюсь фанатичным сторонником ненасилия вообще. Но считаю, что насилие, если возникает необходимость в нём – есть проблема не детей, а именно родителей, которые что-то упустили.

5. Физическое и моральное насилие – грубый инструмент воспитания, он разрушает ту атмосферу жизни в семье, в которой и может быть формирование инициативной творческой личности. Не будет тех полутонов и нюансов в отношениях детей и родителей, при которых только и возможно воспитание волевого человека с хорошей самодисциплиной. У народов, где детей не били и не бьют – в Японии и Израиле, например, общество имеет достаточное количество развитых членов общества, чтобы оно, это общество, процветало.

Наоборот, в современной России, стараются пропустить максимальное количество молодых людей через режим насилия и 133add061.jpgунижения – через семью, милицию, армию. Если не помогает – то через политическую охранку. Но здесь – клинический случай: сохранение территории империи требует периодической «ломки» человеческих характеров. «За битого – двух небитых дают» - неплохая пословица для рабовладельческого государства.

6. Украина стала независимым государством - и её история УЖЕ пошла по своим путям, НИКАК не совпадающим с тупиковым развитием государства российского. Во всяком случае, аналога «за битого…» в украинском языке такой пословицы нет.

Спецификой украинского общества является то, что на 80% государственный аппарат состоит из выходцев из села – то есть людей с минимальными интеллектуальными запросами и конформистскими настроениями. Но развитее страны требует именно кадры предпринимателей и чиновников с кругозором городского жителя и стремлением к творческой самостоятельности. Налицо – в недалёком будущем, конфликт в поколениях украинских бюрократов и предпринимателей.

Понимая, что очень важно воспитание детей именно с самого раннего детства – предприниматели стремятся найти воспитателей именно для своих маленьких детей. «Побочным эффектом» такого явления - достаточно высокая оплата услуг няни и воспитателя в семьях украинских предпринимателей.

Особенно, конечно, в Киеве.

Эта статья – обзорная, поэтому более конкретные особенности данной темы – в следующих статьях. В частности – о проблеме интеллекта и психологической травмы, проблемы творческого катарсиса.

Комментариев 2 to “Психология украинской семьи. Статья 1-я”

  1. color Says:

    ..як у нас кажуть “маленьким українцям” - “Баран,баран - буць!”
    ..у євреїв такого не почуєш…

  2. olena Says:

    === стараются пропустить максимальное количество молодых людей через режим насилия и унижения – через семью, милицию, армию ===== Як це точно! Завши вражало ставлення євреїв до дітей: дають їм максимальну своботу прийняття рішень, починаючи з найменшого віку. Маю приклад, коли мамочка своїй 3-х річній донці постійно давала вибір: яке платтячко вдіти,які хвостики заплести, що з’їсти. Дитина розкута, вільно висловлюється (не оглядаючися на маму) і ще що вражає: вона не має соромливості, що в нас завши вважалося скоріш за перевагу, ніж на ваду. Я ж завши вважала, що це - вада виховання. Це свідчить про те, що дитина внутрішньо скута, закрита і без благословіння мами (дорослого) не МОЖЕ нічого сказати. Вона не ХОЧЕ реагувати на нестандартну ситуацію, бо НЕ ЗНАЄ як відреагують близькі. Бо з малку чує:
    - Ти як поводишся?
    - Ти чого це сказав?
    - Ти чому туди пішов?
    - Сиди тихо! Не твоя справа!
    Ну і таке інше. Це не розковує дитину і не дає їй привіду для творчості - абсолютно згодна з автором!

Оставьте комментарий

© 2006, Станислав Овчаренко. Издание "Свет и Тени" Статьи (RSS) и Комментарии (RSS)
Сайт издается с помощью WordPress Publishing Platform.   Web Production by Айди Контент.