Тоска Забужко о культуре

(О её статье в «Украинской правде»)

   1. Может это и не ко времени, но мне хочется грустно отметить, что великие классики Толстой и Достоевский хотели именно такого состояния культуры для России (и Украины тож) – какое мы имеем сейчас. Да, начало ХХ века было «серебряным веком культуры» - но если вникнуть в идеи той «серебряной» культуры начала ХХ века в Российской империи – то оказывается, что наше пепелище культуры (по-украински это лучше звучит – «згарище») – это продукт ИХ деятельности, их духовной работы.

Сейчас прошло сто лет их деятельности - теперь можно сказать – что их цели – достигнуты.

Именно Толстого и Достоевского, ранее – Николая Некрасова, у нас - именно Леси Украинки. В том числе.

Весь Х1Х век прошёл под знаком революции. В ней или участвовали, или её поддерживали даже те, кто её не поддерживал политически.

У Достоевского князь Мышкин в романе «Идиот» - иллюстрация к библейскому выражению: «блаженны (=счастливы) нищие духом! Он у Достоевского и умён, и проницателен, и очень ловко действует в запутанных обстоятельствах. И перед нами не Шерлок Холмс, автор которого подробно описывает – откуда у героя такая гениальность, а «чистый сердцем» и не лукавящий излишним знанием и гордыней самомнения – и это «сердце» лучше всякого компаса ведёт по жизненному пути.

Главная же потаённая мысль: «Смирись, гордый человек!».

Смирись – и сам Бог вовремя наделит тебя и умом и жизненным успехом. В своём творчестве Достоевский как-то парадоксально предупреждал об опасности тоталитаризма, но, с другой стороны – очень настойчиво боролся против интеллектуальной западной модернизации. Для русского человека, дескать, молчаливая, потайная мудрость простого неграмотного крестьянина – выше, величественнее западных выдумок. То, что тоталитаризм лучше всего прививается именно в среде таких нерассуждающих «почвенников» - выяснилось гораздо позже.

2. Лев Толстой, хотя и считался антагонистом Достоевскому - тоже разделял его мысль о первичности именно народного сознания патриархального крестьянства. Вспомним его образ солдата-крестьянина Платона Каратаева – у которого Пьер Безухов учится разуму. Русскому. По мысли автора - духовное возрождение Пьера начинается именно с этого крестьянина. Далее течение его жизни идёт в сторону большего опрощения.

Хотя Толстой и есть гений мировой литературы – сам-то он считал своё художественное творчество – ничтожным, даже греховным. По православной русской вере эти творческие умственные упражнения сами по себе грех самомнения – и он не раз порывался бросить литературное творчество. Труд крестьянина выше, чем его ничтожная творческая работа.

И тот и другой