Уникальный археологический памятник — Королевская стоянка, признан самым древним на территории Восточной и Центральной Европы.
Стоянка получила такое «монаршее» название, поскольку ученые открыли ее у поселка Королево в Закарпатье. Расположена она на холме, который на 120 м возвышается над рекой Тисой. Украинский профессор археологии Евгений Гладилин, который целое десятилетие вел здесь раскопки, доказал, что сотни тысяч лет назад склоны этой возвышенности были берегом реки (на вершине и сегодня можно найти гальку). Но со временем река промыла себе русло на 100 м глубже и изменила течение.
Открыли стоянку в 1974 году. Она сразу получила славу самой древней в Старом Свете (до того считалось, что территорию нашей страны первобытные люди заселили гораздо позже, чем другие части Европы). Работали в Королево и украинские, и иностранные ученые. За два десятка лет (последние работы здесь проводили в 1992 году) они исследовали 15 культурных слоев, последнему из которых — 25 тысяч лет, а первому — около миллиона.
Вообще, памятники каменного века принято называть «стоянками» (место, где человек обитал более-менее длительный период) либо «мастерскими» (здесь находились подходящие для нужд древних людей камни).
Королево — это и стоянка, и мастерская: на 10 га, где проводились раскопки, археологи нашли более 60 тысяч орудий труда первобытного человека (преимущественно из андезита, кремния и кварцита). В руках ученых оказались всевозможные рубила, скребки, остроконечники, резцы, ножи.
А вот человеческих останков было найдено гораздо меньше. Исследователи предполагают, что тут жили питекантропы. Они переселились на территорию Европы из Африки в начале ледникового периода. Хотя некоторые ученые допускают, что древние люди пришли сюда другим путем — через Кавказ.
Сегодня в Королево тихо. Уже почти 20 лет здесь не ведутся раскопки. Исследователи говорят, что столь значимому археологическому памятнику всегда недоставало внимания властей — и в советское время, и после обретения Украиной независимости.
На беду, территория стоянки сегодня соседствует с каменным карьером, который эксплуатирует Львовская железная дорога. Во многих местах экскаваторы «понадкусывали» холмы, как кусочки торта, а затем перемололи их на щебень. По существующим данным, чиновники так и не оформили охранный договор с карьером, нет на раскопках стоянки и знака «археологический памятник национального значения».
В Европе, к примеру, в подобных местах давно работают музеи под открытым небом, которые приносят немалые дивиденды от туризма. На Западе умеют оберегать свое прошлое. А у нас бесценные холмы, где можно проследить эволюцию человечества, и дальше разъедает карьер...