Ее называли Орлеанской девой. Ей воздвигли около 500 памятников, в честь Жанны уже несколько веков проводится ежегодный праздник в Орлеане, а со второй половины XX ст. — и в Руане.
В 1909 году она была причислена к лику святых, а с 1920-го считается покровительницей Франции. При этом до сих пор доподлинно неизвестно, кем же была Жанна д’Арк. Как ей удалось одержать победу в уже, казалось бы, тотально проигранной войне и как на самом деле закончилась ее жизнь?
Владеть боевым конем на пастбище не научишься
Каноническая история Жанны д’Арк известна каждому школьнику. Простой пастушке из Домреми явились святые Екатерина и Маргарита и повелели срочно спасать родину от
английских захватчиков. 17-летняя девица пришла во дворец, убедила короля и придворных в своей великой миссии и вместе с предоставленным войском отправилась бить врага. В мае 1429 года она освободила город Орлеан, за что ее и окрестили Орлеанской девой. А потом были пленение, суд, обвинение в ведовстве и казнь на костре в Руане. Но так ли все ясно в судьбе национальной героини Франции?
У непредубежденного читателя, впервые знакомящегося с историей Жанны, поневоле возникает масса вопросов. Ну хорошо, предположим, юная крестьянка действительно услышала какие-то голоса (или они ей почудились), которые подсказали мысль о спасении Франции. Но как девушке удалось пробиться к королю? Для аналогии представьте, много ли шансов у простого гражданина попасть, например, к президенту с идеей «как преодолеть кризис»? А вот предложения Жанны почему-то были восприняты вполне адекватно. И этому, в общем-то, есть объяснение.
Крестьянская дочь умела писать и разговаривала на «благородном языке» ничуть не хуже придворных. И это в средневековой стране, где культурное разделение вилланов и феодалов было посерьезнее, чем сейчас бедных и богатых! Кроме того, еще до встречи с королем она впечатлила дворян своим искусством верховой езды. Да, понятно, что крестьянка могла научиться управлять рабочими лошадьми… Но ведь выездке учились годами! Более того, Жанна продемонстрировала еще и умение обходиться с исключительно дворянским боевым оружием — копьем. И так — до самых мельчайших нюансов. Вплоть до чисто психологического: необразованная крестьянка вряд ли смогла бы держаться перед вельможами настолько уверенно, чтобы ее в принципе выслушали!
Дальше — больше. Судя по описаниям выигранных Жанной сражений, она недурственно владела как стратегией, так и тактикой ведения боя, которую явно не изучишь, выпасая стадо. А после того как д’Арк попала в плен, она подозрительно долго отказывалась назвать свой точный возраст и имена своих родителей. Только через месяц с лишним допросов девушка заявила, что ее отцом является Жак д’Арк, а матерью Изабелла Роме. Вот только это был единственный день, когда допрос велся неофициально и девушка не присягала давать правдивые показания! А тут еще впору вспомнить, что «официальные» родители Жанны не были приглашены на важнейшее событие в жизни дочери — коронацию Карла VII в Реймсе, да и вообще после ухода дочери из семьи все будто забыли о ее существовании.
А что если это принцесса?
И совсем по-другому выглядит история Жанны, если предположить, что она была совсем не той, за кого себя выдавала. Самая интересная версия выглядит следующим образом: девушка — незаконнорожденная дочь королевы Франции Изабеллы Баварской. И называли Жанну Орлеанской девой не только потому, что она освободила этот город.
Возможно, родство с королевским Орлеанским домом имеет некоторое основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила (по-видимому, от своего любовника герцога Людовика Орлеанского) незаконного ребенка, который вроде бы вскоре умер. Но при этом не осталось никаких свидетельств того, где это случилось и где был похоронен младенец. А вот в исторических хрониках этого ребенка именовали… Жанной! Неудивительно, что сводная сестра короля, даже будучи принцессой-бастардом, была воспитана совершенно иначе, чем простая крестьянка!
По другой версии, д’Арк была незаконной дочерью короля Карла Безумного и его последней любовницы Одетты де Шамдивер. Но при любом из этих вариантов становятся объяснимыми и уверенность в себе Орлеанской девы, и ее необычные для простой девушки умения, и даже… голоса. Ведь принцессу-бастарда вполне могли вовлечь в политическую игру. Неслучайно осмотром Жанны перед визитом к дофину занимались две высокородные особы — Мария Анжуйская и Иоланда Арагонская. Не много ли чести для пейзанки? Есть версия, что именно с легкой руки двух венценосных дам Жанне и подсказали идею явиться к полностью потерявшему веру в себя дофину Карлу VII. Ведь при желании организовать загадочный шепот, который можно было выдать за повеление свыше, было не так уж сложно!
Через 10 лет после смерти Жанна побывала в Орлеане
Неоднозначна и ситуация с казнью Жанны. Известно, что на костер взошла женщина, лицо которой было плотно закрыто тканью, а огонь от зрителей частично загораживали деревянные щиты. Это притом, что шутовской колпак, положенный при таких казнях, обычно не скрывал лицо жертвы. По одной из версий, девушка не дожила до сожжения: мучители тайно отравили ее, боясь, что во время «мероприятия» произойдет чудо. А вместо нее на эшафот взошла одурманенная неизвестная женщина.
Есть также версия, что Орлеанской деве удалось спастись. Ее либо тайно отпустили по договоренности с французским королевским домом (сжечь принцессу-бастарда было бы недопустимым дипломатическим прецедентом), либо она сбежала из тюрьмы. Таким образом, обожженное сердце, оставшееся на месте казни, явно принадлежало не спасительнице Франции!
А что же случилось с Жанной? Исследователи предполагают, что она прожила остаток дней в закрытом монастыре, где и умерла в возрасте около 50 лет. Но были свидетельства и того, что воскресшая из пепла дева вела вполне активную светскую жизнь!
Надо сказать, что самозванок — спасительниц Франции после костра в Руане хватало. Но все они были достаточно быстро разоблачены. Одна псевдожанна под хохот зевак свалилась под копыта боевого коня, которого ей выделили для визита к вельможам, — она абсолютно не умела ездить верхом. Вторая продемонстрировала свои боевые умения (раньше авантюристка участвовала в цирковых боях), но была раскрыта, когда столкнулась лицом к лицу со сподвижниками настоящей Жанны.
А вот с некой девицей Клод все было далеко не так однозначно. Объявилась она через пять лет после костра в Руане в городе Мец. В отличие от прежних самозванок, девушку опознали оба брата Жанны. Сподвижники героини — сир Николь Лов и сеньор Обер Булэ — подтвердили: это та самая девушка, которая вела их в бой! Она лихо седлала коня, облачалась в доспехи и явно не первый день держала в руках оружие. Убедила Клод-Жанна и сильных мира сего — герцогиню Люксембургскую и графа Варненбургского. Да еще и завоевала сердце лотарингского сеньора сира Робера Армуазского, пара даже сыграла пышную свадьбу. Молчала Жанна лишь о том, как ей удалось спастись.
В 1439 году, через десять лет после своей смерти, д’Арк побывала в Орлеане. Там ее встретили с почетом и даже преподнесли 200 ливров — весьма солидную по тем временам сумму. За все это время ни один человек не усомнился, что перед ним действительно та самая героиня, пусть и несколько изменившаяся за последние годы.
Дальше история становится запутанной. Сохранились свидетельства о том, что некая женщина была арестована в Париже (где героиню никто толком не знал в лицо) и покаялась в том, что выдавала себя за Орлеанскую деву, а на самом деле была просто авантюристкой, привычной к мужской одежде и участвовавшей в военных действиях. Но была ли она Жанной д’Армуаз? И не вынудили ли женщину лжесвидетельствовать против себя? Странным был и приговор. Женщину высекли и сослали в имение д’Армуаз. Вот только в последующие годы король подозрительно часто заезжал в те края и гостил в поместье. Общался с сестрой, которой таким образом дал понять — не высовывайся?
Ответы на эти вопросы были только у Орлеанской девы, без вмешательства которой история Франции могла быть несколько иной, чем мы ее знаем.